ПРОСВЕТИТЕЛИ НА СЛУЖБЕ У СТАТИСТИКИ
источник: Госкомстат России
01.04.2004
М.В. ЛОМОНОСОВ И ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
Любопытно, что вопросы роста населения интересовали великого русского гения ХVIII века М.В. Ломоносова. В 1761 году он написал фавориту императрицы Елизаветы Петровны графу Шувалову письмо "О сохранении и размножении народа". В этом занимательном трактате он высказал озабоченность высокой смертностью и малой продолжительностью жизни русских людей. В своем письме Ломоносов детально разбирал отдельно факторы, которые тормозили рост населения и одновременно с этим предлагал различные мероприятия для устранения вредного влияния этих факторов. Какие препятствия росту населения отмечал Ломоносов в своем письме? Во-первых, он обращал внимание на разность возрастов супругов. Он считал, что брак между ровесниками снижает рождаемость. По мнению ученого, " невеста не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами... Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны: всего сходнее, если муж жены старее от 7 до 10 лет." Далее Ломоносов отмечал вред браков, которые совершались принудительно без желания вступающих в брак. Придавая большое значение брачности, Ломоносов предлагал также отменить запрещение вступать в брак в 4-ый раз и разрешить молодым овдовевшим священникам вступать в брак вторично. Затем Ломоносов переходил к изложению вопросов, связанных со смертностью в России. Он очень детально и обстоятельно излагал необходимые меры снижения смертности. Прежде всего он отмечал "детское душегубство", то есть убийство матери своего дитя, чтобы скрыть свой позор. С целью снижения этого "душегубства" Ломоносов предлагал учредить специальные дома, которые принимали бы " зазорных" детей. Отмечая высокую смертность в России, М.В. Ломоносов давал советы для решения этой проблемы. Он предлагал позаботиться о том, чтобы способы лечения и лекарства можно было отыскать и применить везде в России, "ибо у нас дело обстоит плохо". Ломоносов возмущался церковными обычаями, приносящими вред здоровью человека. "Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я, полагали затем, что желают после родин и крестин вскоре похорон для своей корысти. Детская смертность в ту пору была чрезвычайно высока. Ломоносов отмечал много случаев, когда из 10-15 детей у матери в живых ни одного не осталось. Однако Ломоносов не ограничивался изложением борьбы с детской смертностью. Он уделял много внимания и смертности населения старшего возраста. Он полагал, что готовясь к воздержанию большого поста, во всей России много людей так заготавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и дорогам и частые похороны доказывают это ясно. Ломоносов отмечал далее, что на Пасху люди объедаются и спиваются и в результате - чрезмерная смертность. Затем он предлагал сдвинуть масленицу на май, "сохранение жизни столь великого множества людей того стоит". В заключение Ломоносов останавливается на миграционных процессах, называя жителей России, уходящих за границу "живыми покойниками", Он считал, что необходимо принять меры по возвращению людей из-за границы, так как Россия "в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы". Таким образом, Ломоносов в своем письме охватывал широкий круг проблем естественного и механического движения населения в России. Однако его письмо в ту пору не имело последствий, поскольку граф Шувалов, которому оно было адресовано, вскоре потерял при дворе свое влияние и был вынужден уехать за границу. Ломоносова также волновало несовершенство ревизий населения, которые практиковались с петровских времен. Остро стоял вопрос о выработке единого переписного документа, о сокращении сроков проведения переписей и повышении квалификации переписчиков. В 1760 году Ломоносов разработал "Академическую анкету" с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.
РАДИЩЕВ - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй – этот знаменитый эпиграф из радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» знают все. Но думается для многих станет неожиданностью, что наряду с обличением крепостнического строя Александр Радищев был и основоположником отечественной демографической статистики, то есть науки, которая изучает и оценивает результаты переписей населения. Свои воззрения на статистику он изложил в работах: "Письмо о китайском торге" (1794 г.), "Описание моего владения..." (1799 г.), "О законоположении" (1802 г.). В основном он следовал традициям описательной школы, но, как и "политические арифметики", применял косвенные расчеты: подсчитывал народный доход России, величину его товарно-денежной части и т.д. Им была намечена программа сельскохозяйственной, экономической, внешнеторговой, демографической и судебной статистики. Фактически, именно Радищев разработал те принципы обобщения статистических данных, которые легли в основу проведения «ревизий» и «сказок» в XIX веке, а во многом, - дожили и до первой русской общегосударственной переписи 1897 года. Кстати, Александра Радищева можно считать и основателем социальной криминологии и уголовной статистики. Он первый из русских философов начал рассматривать преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. И что интересно, говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение. Радишев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней. Так, что если бы не написал он «Путешествия из Петербурга в Москву» и не попал бы после этого в Сибирь, то вполне мог бы стать основоположником российской теории управления.
|