добавить в избранное | сделать стартовой | помощь 
 
Главная страница Главная страница
итоги переписи официальная информация новости карта сайта
  Поиск на сайте
поиск по:

  Рубрикатор
Итоги переписи
2002 All-Russia Population Census
Официальная информация
Нормативно-правовые материалы Всероссийской переписи населения 2002 года
Методология
Математико-статистическое обеспечение
Каталог официальных публикаций Всероссийской переписи населения 2002 года
История переписи
Аналитика
Новости
Всероссийская перепись населения 2010 года
Полезные ссылки
Карта сайта



Федеральная служба государственной статистики
   История переписи
ПРОСВЕТИТЕЛИ НА СЛУЖБЕ У СТАТИСТИКИ
источник: Госкомстат России
 01.04.2004

                                                   М.В. ЛОМОНОСОВ И ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

          Любопытно, что вопросы роста населения интересовали великого русского гения ХVIII века М.В. Ломоносова. В 1761 году он написал фавориту императрицы Елизаветы Петровны графу Шувалову письмо "О сохранении и размножении народа". В этом занимательном трактате он высказал озабоченность высокой смертностью и малой продолжительностью жизни русских людей. В своем письме Ломоносов детально разбирал отдельно факторы, которые тормозили рост населения и одновременно с этим предлагал различные мероприятия для устранения вредного влияния этих факторов. Какие препятствия росту населения отмечал Ломоносов в своем письме?
          Во-первых, он обращал внимание на разность возрастов супругов. Он считал, что брак между ровесниками снижает рождаемость. По мнению ученого, " невеста не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами... Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны: всего сходнее, если муж жены старее от 7 до 10 лет." Далее Ломоносов отмечал вред браков, которые совершались принудительно без желания вступающих в брак. Придавая большое значение брачности, Ломоносов предлагал также отменить запрещение вступать в брак в 4-ый раз и разрешить молодым овдовевшим священникам вступать в брак вторично.
          
Затем Ломоносов переходил к изложению вопросов, связанных со смертностью в России. Он очень детально и обстоятельно излагал необходимые меры снижения смертности. Прежде всего он отмечал "детское душегубство", то есть убийство матери своего дитя, чтобы скрыть свой позор. С целью снижения этого "душегубства" Ломоносов предлагал учредить специальные дома, которые принимали бы " зазорных" детей.
           Отмечая высокую смертность в России, М.В. Ломоносов давал советы для решения этой проблемы. Он предлагал позаботиться о том, чтобы способы лечения и лекарства можно было отыскать и применить везде в России, "ибо у нас дело обстоит плохо".
           Ломоносов возмущался церковными обычаями, приносящими вред здоровью человека. "Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я, полагали затем, что желают после родин и крестин вскоре похорон для своей корысти. Детская смертность в ту пору была чрезвычайно высока. Ломоносов отмечал много случаев, когда из 10-15 детей у матери в живых ни одного не осталось.
           Однако Ломоносов не ограничивался изложением борьбы с детской смертностью. Он уделял много внимания и смертности населения старшего возраста. Он полагал, что готовясь к воздержанию большого поста, во всей России много людей так заготавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и дорогам и частые похороны доказывают это ясно. Ломоносов отмечал далее, что на Пасху люди объедаются и спиваются и в результате - чрезмерная смертность. Затем он предлагал сдвинуть масленицу на май, "сохранение жизни столь великого множества людей того стоит".
            В заключение Ломоносов останавливается на миграционных процессах, называя жителей России, уходящих за границу "живыми покойниками", Он считал, что необходимо принять меры по возвращению людей из-за границы, так как Россия "в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы".
           
Таким образом, Ломоносов в своем письме охватывал широкий круг проблем естественного и механического движения населения в России. Однако его письмо в ту пору не имело последствий, поскольку граф Шувалов, которому оно было адресовано, вскоре потерял при дворе свое влияние и был вынужден уехать за границу.
           
Ломоносова также волновало несовершенство ревизий населения, которые практиковались с петровских времен. Остро стоял вопрос о выработке единого переписного документа, о сокращении сроков проведения переписей и повышении квалификации переписчиков. В 1760 году Ломоносов разработал "Академическую анкету" с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.

                         РАДИЩЕВ - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

            Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй – этот знаменитый эпиграф из радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» знают все. Но думается для многих станет неожиданностью, что наряду с обличением крепостнического строя Александр Радищев был и основоположником отечественной демографической статистики, то есть науки, которая изучает и оценивает результаты переписей населения.
            Свои воззрения на статистику он изложил в работах: "Письмо о китайском торге" (1794 г.), "Описание моего владения..." (1799 г.), "О законоположении" (1802 г.). В основном он следовал традициям описательной школы, но, как и "политические арифметики", применял косвенные расчеты: подсчитывал народный доход России, величину его товарно-денежной части и т.д. Им была намечена программа сельскохозяйственной, экономической, внешнеторговой, демографической и судебной статистики. Фактически, именно Радищев разработал те принципы обобщения статистических данных, которые легли в основу проведения «ревизий» и «сказок» в XIX веке, а во многом, - дожили и до первой русской общегосударственной переписи 1897 года. Кстати, Александра Радищева можно считать и основателем социальной криминологии и уголовной статистики. Он первый из русских философов начал рассматривать преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. И что интересно, говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение. Радишев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней. Так, что если бы не написал он «Путешествия из Петербурга в Москву» и не попал бы после этого в Сибирь, то вполне мог бы стать основоположником российской теории управления.


Rambler's Top100Rambler's Top100